Сетевой научно-методический журнал

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

Грибкова Е. Г.

Универсальные учебные действия как средство формирования информационной компетентности и сетевой культуры младших школьников

УДК 372

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию информационной компетентности и сетевой культуры младших школьников. Раскрыты принципы системы оценки, методы оценивания, приёмы создания обучающих форумов в виртуальной среде.

Ключевые слова: информационная компетентность, сетевая культура, сетевая культура, универсальные учебные действия, информационные ресурсы.

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Пашкевич А. В.

Телекоммуникационный проект как эффективная форма повышения профессиональной компетентности администрации и педагогов школ в условиях реализации НСУР

УДК 372

Аннотация. В статье рассматривается одна из инновационных форм повышения профессиональной компетентности администрации и педагогов образовательных организаций в условиях реализации ФГОС общего образования, профстандарта педагога и НСУР – телекоммуникационный обучающий проект. Представлено содержание проекта- практикума для педагогических работников и административно-управленческого персонала школ «Урок в соответствии с ФГОС».

Ключевые слова: профессиональная компетентность, телекоммуникационный проект, системно-деятельностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт.

 

 

 

 

 

20

 

 

 

3.

 

 

 

Петрова Т. В.

Зависимость уровня ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса от психоэмоционального состояния, личностных качеств, желания и готовности включаться в процесс информатизации

УДК 373.1

Аннотация. В статье представлен опыт работы школы по внедрению ИКТ в образовательный процесс; полноценному и грамотному использованию технических и программных средств ИКТ в деятельности, в том числе в организации и управлении образовательным процессом, в профессиональном 

развитии.

Ключевые слова: технологическая грамотность, структура ИКТ компетентности, экспресс-диагностика невроза, уровень психоэмоционального и невротического состояния.

 

 

 

27

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

Смычкова Н. Н.

Методика изучения темы «Диаграммы и графики» с использованием облачных сервисов в рамках школьного курса информатики основной школы

УДК 372.851

Аннотация. На сегодняшний день для построения диаграмм и графиков существует большое количество разнообразных облачных сервисов, которые обладают достаточно широким инструментарием и, кроме того, очень просты в использовании. Так, принимая во внимание контент- фильтрацию, облачные сервисы Chart Maker, Chart Go, Infogram, Onlinecharttool.com., можно использовать наряду со стандартным программным обеспечением в рамках школьного курса информатики.

Ключевые слова: облачные сервисы, практическая работа, диаграммы, графики.

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

Крехтунова И. А.

Формирование навыков инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности через проектную деятельность

УДК 372

Аннотация. В статье раскрывается содержание работы по формированию навыков инженерного мышления у старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности через проектную деятельность. Автор сформулировал этапы деятельности детей в ходе реализации проектов, итогом которых было изготовление прибора или модели. Описание опыта работы подтверждает, что в ходе познавательно-исследовательской деятельности через проектную деятельность дошкольников формируется инженерное мышление.

Ключевые слова: инженерное мышление, экспериментально- исследовательская деятельность, проект, модель.

 

 

 

 

 

40

 

 

 

6.

 

 

 

Дергунова Ю. А.

Использование занимательного математического материала и метода наглядного моделирования как средства развития логического мышления старших дошкольников

УДК 372

Аннотация.    Представленный    в    статье    опыт    работы 

подтверждает необходимость развития логического мышления с дошкольного возраста, ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Автором разработан цикл занятий; моделей геометрических фигур и тел, обозначены функции занимательного математического материала.

Ключевые слова: занимательность, математический материал, модели геометрических фигур, метод наглядного моделирования, логика, мышление.

 

 

47

 

АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

Завадская И. Е.

Основные направления развития системы профессионального самоопределения, социализации и общественно-полезной деятельности обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

УДК 371

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления развития системы профессионального самоопределения, социализации и общественно-полезной деятельности обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социализация,          общественно-полезная                                   деятельность обучающихся мониторинг, рекомендации.

 

 

 

 

59

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

Сафиуллина Г.М.

Диагностика уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в условиях ученического самоуправления

УДК 371

Аннотация. В статье рассматривается опыт использования методики диагностирования сформированности социальной компетентности обучающихся в условиях ученического самоуправления. Полученные результаты диагностики выявлены на пилотажном этапе исследования и позволяют создать основу для организации формирующего эксперимента на его базе.

Ключевые слова: социальная компетентность, ученическое самоуправление, исследование, эксперимент.

 

 

 

 

70

 

 

9.

 

 

Рудаков В. А.

Что читают школьники и учителя Югры?

УДК 37.03

Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования 

школьников и учителей Югры по выявлению отношения к чтению художественной литературы и читательских предпочтений.

Ключевые слова: анкетирование, респонденты, чтение, интерес, возрастные различия.

 

76

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

Отегенова К.М. Горбунова В.А.

Некоторые аспекты содержания образовательной деятельности в рамках реализации парциальной программы « Югра – наш общий дом»

УДК 372

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты содержания образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изучению регионального компонента, на примере реализации авторской парциальной программы. Статья направлена на представление опыта в рамках таких направлений развития детей, как «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

Ключевые слова: национальный, Югра, парциальная программа, социальный проект, национально-региональный компонент.

 

 

 

 

83

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

Соломко И.И.

Организация партнерского взаимодействия в детском саду с родителями и социумом по развитию экологических представлений старших дошкольников

УДК 372

Аннотация. В статье представлен проект, который направлен на организацию системы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями и социальными партнерами с целью социализации детей, повышения уровня экологических знаний и умений, как родителей, так и детей, реализации возможности участия родителей в экологическом воспитании детей.

Ключевые слова: социальные партнеры, экологическое воспитание, формы, методы, приемы работы, экологические знания, социализация.

 

 

 

 

89

 

 

 

12.

 

 

 

Минаева Д. Д.

Выбор профессии «не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»

УДК 373

Аннотация. В статье представлены рекомендации для обучающихся 9-11 классов, которым предстоит сделать выбор профессии вообще и журналиста в частности.

Ключевые слова: профессия, выбор, журналист, журналистика.

 

 

 

98

 

 

 

13.

 

 

 

Шенцова Е. Ф.

Классный час в современной школе

УДК 37.1

Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы организации воспитательной работы, необходимость её направленности на обеспечение духовного роста ребенка, соответствия интересам и социально-нравственной адаптации личности.

Ключевые слова: активная, творчески мыслящая личность; нравственно-этические и патриотические установки, развитие достойного гражданина.

 

 

 

102

 

 

 

14.

 

 

 

Коурова А. В.

Инновационный проект познавательно-исследовательской направленности «История моей фамилии»

УДК 372

Аннотация. В статье представлен опыт работы по реализации инновационного проекта познавательно-исследовательской деятельности, направленного на социализацию личности воспитанников.

Ключевые слова: инновационный проект, духовно- нравственное развитие личности, исследование.

 

 

 

106

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

 

 

 

15.

 

 

 

Сагдарова Э.Р.

Выявление одаренных детей в процессе детского экспериментирования

УДК 372

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты раскрытия одаренной личности ребенка посредством реализации детского экспериментирования. А именно: этапы, формы и методы работы, способствующие эффективному усвоению знаний в данной области, а также пробуждению нового импульса креативного мышления.

Ключевые слова: минералы, микроскоп, энциклопедия, метод первой пробы, исследователь, креативное мышление, социализация, одарённые дети.

 

 

110

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

16.

 

 

 

Красикова Е. А.

Формирование устойчивого интереса к национально- культурному наследию родного края у детей дошкольного возраста

УДК 372

Аннотация. В статье представлен проект «Мини-музей в ДОО», в ходе реализации которого воспитанники в процессе самостоятельной деятельности при поддержке педагога знакомятся с культурой, бытом, животным и растительным миром родного края. В процессе сотворчества детей и взрослых, развиваются познавательные, творческие навыки и коммуникативные способности воспитанников, а полученные знания применяют на практике. Реализация проекта способствует формированию нравственно-патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.

Ключевые слова: региональный компонент, мини-музей, традиции, экспонат, кукла А-кань, ханты и манси, малая родина

– Югра, национальные праздники.

 

 

 

 

117

 

 

 

17.

 

 

 

Калганова М. Р.

Использование техники бисероплетения в реализации регионального компонента при работе с дошкольниками

УДК 372

Аннотация. Статья посвящена использованию техники бисероплетения в работе с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на применение регионального компонента, как средства приобщения детей к культуре и быту народов ханты и манси. Автор предлагает применять  программу дополнительного образования «Чудеса из бисера», которая помогает освоить старинное искусство низание бисером, навыки декорирования одежды, интерьера из бисера.

Ключевые слова: бисероплетение, северные узоры, орнамент, оберег, региональный компонент.

 

 

 

129

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

Невзорова Н. В.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность в рамках дополнительного образования

 

УДК 374

 

Аннотация. В статье раскрывается содержание работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством реализации дополнительной образовательной услуги «Юные исследователи». Автор сформулировал задачи, этапы, требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды по экспериментальной деятельности, формы работы как с родителями, так и с детьми, способствуют развитию познавательной активности, что позволит сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

Ключевые     слова:     эксперимент,    опыт,                        познавательная активность, исследователи, лэпбук.

 

 

 

 

 

133

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

 

 

 19.

 

 

 

Акбаш Е. У.

Опыт реализации конкурсного отбора, направленного на поощрение лучших учителей образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из средств федерального бюджета в 2018 году

УДК 371

Аннотация. В статье представлен опыт организации и проведения конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из средств федерального бюджета в 2018 году.

Ключевые слова: поощрение лучших учителей, конкурсная процедура, критерии отбора, методические  разработки учителей.

 

 

 

142

 

 

 

20.

 

 

 

Семёнов А.Н.

Бытование голоса как концепта в лирике Владимира Волдина

УДК 372.882

Аннотация. В статье рассматривается один из подходов в методике преподавания литературы, основанный на изучении художественных концептов – методического инструмента при анализе литературного текста, позволяющего рассмотреть в единстве художественную картину мира писателя и мир личности читателя-школьника.

Ключевые слова: картина мира, концепт, личность, образовательные задачи, методика преподавания литературы, специфика.

 

 

 

156

 

 

 

21.

 

 

 

Имамова  А. М.

Экономические задачи в заданиях ЕГЭ по математике

УДК 372.851

Аннотация. В статье приведены виды и приемы решения банковских задач, которые стали частью заданий ЕГЭ. Эти задачи тесно связаны с практической деятельностью человека. Как добиваться наиболее высокого жизненного уровня, наивысшей производительности труда, наименьших потерь, максимальной прибыли, минимальной затраты времени. Решение задач о кредитах в настоящее время очень актуально, так как жизнь современного человека тесно связана с экономическими отношениями, в частности, с операциями в банке.

Ключевые слова: экономика, процент, кредит, банк, ссуда, банковский вклад, ипотека, оптимизация.

 

 

 

165

 

 

 

22.

 

 

 

Лоскутова М. В.

Организация дистанционного обучения учащихся начальной школы в актированные дни

УДК 372

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы развивающего образовательного пространства в сфере дистанционного обучения. Обобщается опыт работы педагога по данному направлению.

Ключевые слова: информация, формы и виды работ, дистанционное обучение, актированные дни, самостоятельная работа, информационные ресурсы.

 

 

 

172

 

 

 

 

23.

 

 

 

 

Есенеева А. Н.

Использование веб-сервиса Learning-Apps.org при организации дистанционного обучения во время карантина и актированных дней

УДК 372.881.1

Аннотация. В статье рассматривается веб-сервис LearningApps.org и возможность его применения при организации дистанционного обучения по английскому языку во время карантина и актированных дней. Представлен разработанный комплекс упражнений для совершенствования лексико-грамматических навыков по учебно-методическому комплексу “Starlight 6” (урок 3a и 3b).

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, веб-сервис LearningApps.org, лексико- грамматические навыки.

 

 

 

 

175

 

 

 

 

24.

 

 

 

 

Галиуллина Д. А.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия

УДК 372

Аннотация. В статье раскрывается тема взаимодействия музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия. Автор сформулировал цели, задачи, формы работы и эффективные методы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников. Представленный опыт работы подтверждает необходимость приобщения детей к музыкальному искусству, при условии тесного контакта педагогов дошкольной организации с семьёй, социумом, социально-культурными учреждениями.

Ключевые слова: квест-игра, карта-схема, конструктор, маршрутная карта, сказка-шумелка, мнемотаблица, досуг, нетрадиционные формы.

 

 

 

 

184

 

25.

 

 

 

Стефурак Е. Л.

Формирование культуры отцовства посредством музыкально-творческой деятельности в ДОУ

УДК 372

Аннотация. В статье подчеркивается важность семейного воспитания подрастающего поколения в современном обществе. Особенно выделяется роль отца в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В тексте раскрывается содержание и направления деятельности родительского клуба «Лебедушка», созданного на базе дошкольного учреждения. Автор сформулировал цели, задачи и подробно описал этапы работы детско-родительского оркестра «Коробейники», который был создан в рамках педагогического проекта «В гости к дедушке Фольклору» и помогает в привлечении отцов к активному участию в родительском клубе. Ключевые слова: культура отцовства, семья, воспитание, семейный оркестр, сотрудничество, музыкальное воспитание, инструменты, музыкально-творческая деятельность.

194

 

 

 

26.

 

 

 

Арсенова З. П.

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников

УДК 372

Аннотация. В статье представлен опыт работы по обучению детей                       исследовательской               деятельности,             способствующей развитию   творческой   активности   старших   дошкольников.         204 Подробно          рассматриваются          этапы          организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, на примере исследовательской работы «Вторая жизнь бумаги» показана реализация этапов детского исследования.

 

Ключевые слова: исследование, проектирование, мотивация детей, задачи исследования, мозговой штурм, методы исследования, карточки-символы, презентация, продукт исследования.

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС

 

 

Шенцова Е.Ф.

Пути усиления воспитательного аспекта обучения иностранному языку в современных условиях

УДК 372.881.1

Аннотация. В статье автор рассматривает вопрос разработки механизмов развития образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности и социума, связанным с интеграционными процессами.

Ключевые слова: преобразования, патриотическое и интернациональное воспитание освоение ценностей, приобщение обучающихся к культуре

 

 

12

 

 

 

Коротаева Н.В.

Использование метода межпредметного интегративного погружения в учебно-воспитательной работе

УДК 371

Аннотация. В статье описывается методика организации учебно-воспитательного процесса с использованием метода погружения. Представлен практический опыт работы учителей школы по реализации межпредметного интегративного погружения, методические рекомендации по организации данного события в образовательном учреждении.

Ключевые слова: погружение, модели погружения, этапы погружения, интеграция, событие, образовательная организация

 

 

15

 

 

Соколова С.Р.

Внутренняя оценка метапредметных результатов по предмету «Химия»

УДК 372.854

Аннотация. Статья раскрывает опыт работы экспериментальной площадки  по внедрению ФГОС ООО школы №2 г. Советский ХМАО-Югра по созданию  методического инструментария  для  учителя химии по оцениванию регулятивных    умений обучающихся 8-9 классов на основе использования кодификатора с  применением  тестовых  технологий  и  метрологии отрасли образования.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, метапредметные результаты, кодификатор

 

 

22

 

ОнипченкоЛ.В.,

Соколова И.Г.

Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников

УДК 372

Аннотация. В статье представлен практический опыт по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников МБДОУ № 37 «Колокольчик» г. Сургута в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный мир природы».

Ключевые слова: ФГОС ДО, технологии, исследовательская деятельность,  познавательный интерес, творческая активность

 

 

30

Коротаева Н.В.,

Демержи Е.Е.,

Кеня Н.А.,

Костоломова О.А.,

Самарская С.В.

Межпредметное интегративное погружение по теме «Преобразование»

УДК 373.3/5

Аннотация. В статье представлен практический опыт работы учителей школы по реализации межпредметного интегративного погружения по теме «Преобразование» для учащихся 1 – 11 классов.

Ключевые слова: погружение, межпредметное интегративное погружение, преобразование, ФГОС, ГИА, ЕГЭ

 

 

37

 

 

Березовская Т.Н.

Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

УДК 373.2

Аннотация. В статье рассматриваются подходы, принципы, методы и условия, способствующие развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дети среднего дошкольного возраста, устное народное творчество, малые формы фольклора, интегративный, коммуникативный и системно-деятельностный подходы, принципы, методы работы с детьми

 

 

42

 

 

Арипова И.К.

Майндмэппинг на уроках истории и обществознания как средство формирования предметных и метапредметных компетенций

УДК 372.893

Аннотация. В статье рассматриваются приёмы работы на уроках истории и обществознания с применением методов майндмэппинга (интеллект-карт, ментальных карт).

Ключевые слова: метапредмет, компетенция, майндмэппинг, интеллект-карта, ментальная карта

 

 

48

 АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Садыкова Л.С.

Проект «В семье единой» как средство адаптации детей  в дошкольном образовательном учреждении

УДК 372

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологии проектирования как одного из направлений сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Ключевые слова: педагогическая технология, метод проектов, сотрудничество, сотворчество, исследовательская деятельность.

 

 

54

Дамашева Т.С.

Организация гражданско-патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста на основе ресурсов социального партнерства

УДК 372

Аннотация. В статье представлен опыт работы в детском саду «Малышок» по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Мероприятия, предложенные для ознакомления и обсуждения, можно организовать и провести в любом образовательном учреждении.

Ключевые слова: нравственность, патриотизм, духовность, проект, память, фотоматериалы, презентация

 

 

63

Гончаренко Е.Д.

Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

УДК 372

Аннотация. В статье рассматриваются способы работы  в дошкольной образовательной организации с родителями, в том числе  при возникновении конфликтных ситуаций.

 Ключевые слова:  конфликт, конфликтное поведение, конкуренция, сотрудничество, компромисс, приспособление, поиск решения, сотрудничество, исход конфликта.

 

 

67 

Сайфуллина З.А.

Проект создания волонтерского движения «Маячки надежды»  в дошкольной организации

УДК 373.2

Аннотация. Рассматривается проблема организации и функционирования в дошкольном образовательном учреждении волонтерского движения детей – дошкольников и родителей. Предлагается проект создания волонтерского движения в дошкольном учреждении с опорой на семейное волонтерство.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, семья, дошкольное учреждение, акции, семейное волонтерство

 

 

73 

Кузнецова В.А.

Социальный проект «Ледовое шоу» как инструмент для объединения семьи и школы

УДК 373

Аннотация. Рассматривается способ проведения досуга детей и родителей, в котором возрождение зимних дворовых игр является важной задачей для ХМАО-Югры.

Ключевые слова: дворовые игры, городская среда, коммуникационные связи, мышление, стратегия, тактика, гиподинамия, досуг

 

80

 

Хайретдинова С.В.

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в мир театра»

УДК 372.87

Аннотация. В статье представлены материалы по использованию театрализованной деятельности на занятиях по музыкальному развитию дошкольников и конспект НОД по театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театр, актер, мимика, жесты, эмоции, аплодисменты, характер музыки, музыкальное произведение, композитор

 

 

85

 ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Пачковская Е.И.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в дошкольном образовательном учреждении как средства развития академической одарённости детей

УДК 376

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении. Автор раскрывает эффективные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию ИКТ для развития признаков академической одарённости.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютер, мультимедийные средства, интерактивная доска, мультимедийный продукт, поисковые системы интернета, презентация, электронная энциклопедия, академическая одарённость, диагностика, портфолио.

 

 

 

 

91

 

 

 

Полтавчук Т.В.

Использование математических игр и упражнений как одно из условий развития интеллектуальных способностей ребенка

УДК 37.03

Аннотация. В статье представлены систематизированные игры и игровые упражнения, включая авторские, по формированию у дошкольников математических представлений.

Ключевые слова: математические игры и упражнения, ориентировка на поверхности и в пространстве, геометрические фигуры, математический планшет «Геоконт», «Блоки Дьенеша»

 

 

 

94

 

 

 

 

 

 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Славкина И.С.

Реализация региональной составляющей в рамках проведения мероприятий с дошкольниками (из опыта работы)

УДК 372

Аннотация.  В статье представлен опыт работы детского сада города Радужный по реализации региональной составляющей при проведении мероприятий, связанных со знакомством дошкольников с устным народным творчеством коренных народов Севера.

Ключевые слова:  Юван Шесталов, поэзия, сказка, традиции, культура, ханты, манси

 

 

100

 

 

 

Овсянникова Е.А.

Путешествие по Югре

УДК 372 

Аннотация.  В статье представлена основная образовательная деятельность «Окружающий мир» по образовательной области «Познавательное развитие», которая является частью мероприятий, посвященных ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Севера.

Ключевые слова: природа, окружающий мир, художественно-эстетическое развитие, культура и быт народов Севера (ханты и манси)

 

 

105

Куклина М.П.

Организация внеклассной и внеурочной работы по изучению истории и культуры народов Севера

УДК 371

Аннотация. В статье раскрываются основные направления внеклассной и внеурочной  работы по изучению истории и культуры народов Севера в рамках инновационной деятельности школы.

Ключевые слова: музей, семья, краеведение, школа, история и культура народов Севера, дополнительное образование, профессиональное самоопределение

 

 

109

Сыщикова А.В.

Баталова О.Н.

Гаврилова Г.И.

Проект «Будь природе другом!»

УДК 372

Аннотация. В статье рассматривается положительный опыт работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание экологической тропы, т.е. специально разработанного и оборудованного маршрута в природу, где есть экологически значимые природные объекты и условия, сочетающие в себе возможности отдыха, образования и воспитания.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая тропа, природные объекты, видовые точки, социальные партнеры, акции.

 

 

114

 

 

 

 

 

Ваделова З.А.

«Звали меня югорцем,  Землю мою – Югрой!»

УДК 371

Аннотация. В статье, раскрывающей введения  регионального компонента в образовательную деятельность, представлена авторская разработка занятия для учащихся начальной школы.

Ключевые слова: малая родина,  обычаи и традиции,  народы ханты и манси, универсальные учебные действия, народное искусство

 

 

121

Балашов В.Ю.

Методические особенности обучения решению текстовых задач по математике учащихся национальных школ Севера с учетом их когнитивных стилей

УДК 372.851

Аннотация.  В статье рассматриваются методические  подходы к процессу обучения учащихся национальных школ Севера решению текстовых задач. Учет когнитивных стилей учащихся позволяет существенно облегчить разработку методических приемов и рекомендаций по оптимизации и систематизации этого вида учебной деятельности.

Ключевые слова: визуальная среда обучения, когнитивные стили, моделирование и схематизация, правополушарный тип мышления, этнопсихологические особенности

 

 

128

Отегенова К.М.,

Горбунова В.А.

Некоторые аспекты содержание образовательной деятельности в рамках реализации парциальной  программы « Югра - наш общий дом»

УДК 372

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты содержания образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изучению регионального компонента, на примере реализации авторской парциальной программы.

Ключевые слова: национальный, Югра, парциальная программа

 

 

134

Власова Л.В.

Батищева О.Н.

Камильянова И.Х.

Щербинина О.В.

Аллаярова Г.А.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

УДК 373.2

Аннотация.  В статье представлены особенности реализации метода проектной деятельности в дошкольной организации с целью формирования представлений об экологической культуре. Рассмотрено понятие «метод обучения»; представлен паспорт проекта «Сохраним деревья Югры» в содержательном и методическом аспектах.

Ключевые слова: метод проектного обучения, экологическая культура, региональный компонент

 

 

139

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Маковеев А.Ю.,

Герклоц К.Н.,

Кудашова М.И.,

Тунгусова О.Н.

 

 

Настольный теннис  как эффективное средство развития физических качеств детей и подростков

УДК 374

Аннотация. Настольный теннис – один из эффективных игровых видов спорта по развитию физических качеств детей и подростков. В статье рассматриваются занятия настольным теннисом в условиях дополнительного образования, приведены примеры достижений обучающихся за последние три года.

Ключевые слова: настольный теннис, обучающиеся, программа, детское объединение, соревнования

 

 

 

146

 

 

 

 

Егоров П.С.

Педагогическое управление театрализованной деятельностью младших школьников в дополнительном образовании

УДК 374

Аннотация. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в первую очередь,  формирует  готовность к творчеству. В статье рассматриваются особенности организации театрализованной деятельности младших школьников в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова:  управление, театрализация, дополнительное образование, театрализованная деятельность, воспитательно-образовательный процесс

 

 

151

 

Назаргалина О.И.

Стимулирование познавательной деятельности у младших школьников при подготовке домашнего задания по математике при помощи современных настольных игр

УДК 374

Аннотация. В статье представлен игровой материал, направленный на стимулирование познавательной деятельности у младших школьников при подготовке домашнего задания по математике.

Ключевые слова: логическое мышление, игровая  деятельность, мотивация, консультация, дидактические игры

 

 

157

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Балова О.И.

Развитие мотивации в овладении счётом у дошкольников посредством использования наглядного развивающего материала

УДК 372

Аннотация. В данной публикации автор представляет опыт решения задачи, связанной с повышением уровня мотивации воспитанников овладением счетом посредством использования наглядного развивающего материала.

Ключевые слова: познавательная мотивация, средства и методы обучения, наглядный развивающий материал.

 

 

161

 

 

Пашкина И.Н.

Теоретические основы развития математических способностей четвероклассников во внеурочной деятельности

УДК 372.851

Аннотация. Рассматриваются работы психологов и педагогов, изучающих развитие математические способностей младших школьников. Анализируются образовательные программы по математике, проводится обзор статей, раскрывающих проблему развития математических способностей.

Ключевые слова: математические способности, внеурочная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт.

 

 

 

171

Шамсутдинова С.Х.

 Обучение детей английскому языку через игру

УДК 372.881.1

Аннотация.  Статья знакомит с  ролью игры в обучении детей   английскому языку и ее разновидностями, также в ней есть описание  некоторых игр с использованием  англоязычных текстов.

Ключевые слова:  игра,  коммуникативная значимость, вербальные и невербальные средства, умственное развитие.

 

 

178

Басова А.Н.

Интеграция трудового воспитания и развития речи в образовательном процессе

УДК  372

Аннотация. Статья посвящена использованию интеграции в трудовом и речевом развитии дошкольников, творческому подходу педагогов к организации образовательного процесса.

Ключевые слова: интеграция, трудовое воспитание, развитие речи, образовательный процесс

 

 

184

Борщ С.Н.

Жгутиковая  пластилинография как средство для развития творчества детей дошкольного возраста

373.2

Аннотация. В век компьютерных и информационных технологий нередко можно услышать такие выражения, как: «у детей нет творчества и фантазии», «люди являются больше потребителями, чем творцами». В статье дается понятие одного из изобразительно-выразительных средств отображения окружающего мира и способа работы с предложенным материалом.

Ключевые слова: изобразительно-выразительное средство, жгутиковая  пластилинография, творчество, нетрадиционное оборудование, творческие гостиные и мастерские

 

 

190

Ревнивцева О.Н.

Скорнякова Е.М.

Принцип интеграции образовательных областей в рамках проектной деятельности с дошкольниками

УДК 373.2

Аннотация.  В статье  рассматривается,  каким образом педагог может использовать принцип интеграции образовательных областей в рамках проектной деятельности с дошкольниками. Представлен проект, в рамках которого прослеживается интеграция образовательных областей.

Ключевые слова: проектная деятельность дошкольников, интеграция образовательных областей, комплексно-тематическое планирование

 

 

200

Зиянгирова Л.Ф.

Нетрадиционные пальчиковые игры и их использование в образовательном процессе ДОУ

УДК 373.2

Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по обучению дошкольников использованию нетрадиционных пальчиковых игр в образовательном процессе.

Ключевые слова: пальчиковые игры, мелкая моторика, сенсорные навыки, фантазия, творчество

 

 

207

 

Лысенко Н.С.

 

Шахматы как средство формирования мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста

УДК 373

Аннотация.  Рассматривается реализация  шахматного образования в дошкольной организации. Обобщается опыт работы по адаптации дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации. Данная статья будет интересна педагогам дошкольных организаций, которые реализуют шахматное образование.

Ключевые слова: шахматное образование, дети дошкольного возраста, интеллектуальное развитие, дидактические игры

 

 

212 

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС

 

 

Липатникова М.В.

Развитие кадрового потенциала гимназии на основе карьерного самоменеджмента в условиях реализации государственных и профессиональных стандартов

УДК 371

Аннотация. В статье представлен опыт реновации внутрифирменного обучения в МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова г. Сургута, результатом чего стала апробация инновационной модели методической работы, обеспечивающей развитие кадрового потенциала гимназии за счёт реализации индивидуальных программ повышения квалификации педагогов (индивидуальных методических маршрутов), разработанных в контексте карьерной парадигмы.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, карьерный менеджмент, педагогическое образование, модель методической работы, профессиональные объединения, повышение квалификации, индивидуальные методический маршрут, центр профессиональной карьеры, развитие.

3

 

 

14

 

 

Фарберова Т.Р.

Кокорина С.В.

Принципы «бережливого производства» в обеспечении эффективности деятельности МБОУ «Лицей № 2» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

УДК 371

Аннотация. Описывается опыт системы «бережливого» управления кадровыми ресурсами, основанный на реализации внутрикорпоративной модели повышения квалификации педагогов, независимой оценке доступности качественного образования, системе   морального поощрения.

Ключевые слова: внутрикорпоративная модель, каскадный метод самообучения, наставничество, независимая оценка, общественная оценка и признание, моральное поощрение, межпредметные технологии

22

 

 

Козлова К.С.

Групповая работа на уроках истории как средство развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий

УДК 372.8 

Аннотация. Рассматривается организация групповой работы на уроке истории в 5 классе, характеризуется деятельность учителя и деятельность ученика на каждом этапе урока. Описываются преимущества использования групповой формы обучения на уроках истории.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, групповая форма работы, учебное сотрудничество, коллективное обсуждение, оценочные суждения

26

Кононова С.Н.

Преподавание курса астрономии в условиях реализации ФК ГОС и ФГОС СОО

УДК 372.8

Аннотация. В статье описываются некоторые особенности преподавания астрономии как отдельного предмета обязательной части учебного плана, а также представлена технологическая карта учебного занятия по теме «Видимое движение звёзд на различных географических широтах».

Ключевые слова: ФГОС, астрономия, технологическая карта урока.

32

Борисова Е.А.

Формирование познавательного интереса и познавательной активности обучающихся на уроках биологии в контексте деятельностного подхода

УДК 372.8

Аннотация. Описывается опыт работы по данной теме. Новизна опыта заключается в интеграции различных элементов инновационных методик при деятельностном подходе обучения (проблемного обучения, технологии развития критического мышления), которые в большей степени активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают творческую активность.

Ключевые слова: активность, познавательная активность, деятельностный подход, проблемное обучение, технология развития критического мышления.

36

Бытко О.О.

Роль учебного материала в процессе формирования социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

УДК 372.881.1

Аннотация. Рассматриваются компоненты учебно-методического комплекта «Английский в фокусе»,  анализируется их содержание: разделы, тексты, упражнения; выявляется наличие лингвострановедческого материала, направленного на формирование социокультурной компетенции обучающихся и успешную социализацию личности.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, социализация личности, культура, формирование, развитие, учебный материал, анализ.

41

Миненок А.А.

Учение с увлечением

(аналитические материалы, посвящённые процессу и результатам работы школы по апробации пособий и технологий, предлагаемых школьной лигой РОСНАНО)

УДК 372.862

Аннотация. «Школьная лига РОСНАНО» – сетевой проект, целью которого является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь, – естественнонаучного образования.

Ключевые слова: сетевой проект, междисциплинарный курс, РОСНАНО, мониторинг.

46

Бородина Е.В.

Инновационные подходы к системе повышения квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации как условие реализации ФГОС дошкольного образования

УДК 37.06

Аннотация. Рассматриваются профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику организации образовательного процесса с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО и возможности повышения квалификации педагогов по внедрению современных образовательных технологий поддержки детской инициативы.

Ключевые слова: самообразование, образовательные технологии, взаимодействие педагога с ребенком, процессы саморазвития и саморегуляции, культурные практики, поддержка детской инициативы, индивидуализация образования.

63

Долгих Т.А.

Развитие связной речи младших школьников как способ реализации компетентностного подхода в современной системе образования

УДК 37.06 

Аннотация. В статье рассматривается реализация компетентностного подхода в образовании на основе коммуникативного воспитания школьников в процессе развития связной речи младших школьникояв.

Ключевые слова: связная речь, компетенция, компетентность, компетентностный подход.

70

АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Карманова М.А.

Формирование готовности обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена энергетической сферы к будущей профессиональной деятельности

УДК 377

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования готовности обучающихся колледжа по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» к будущей профессиональной деятельности как основы решения проблем кадрового дефицита в энергетической сфере.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, ориентация на работу по специальности, востребованность обучающихся, дефицит кадров, электроэнергетика, моделирование учебно-воспитательного процесса.

76

Минаева Е.И.

Актуальность реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»

УДК 371.8

Аннотация. В данной статье освещаются актуальные вопросы, связанные с введением и реализацией программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»; выявляются причины проблем духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание личности, воспитательное пространство, социокультурные истоки

82

 

Кузнецова В.А.

Печатное слово как средство познания истории и культуры страны

УДК 381.485

Аннотация. Рассматривается погружение учеников в историю книгопечатания Руси XVI века через организацию работы мастерской «Книжкин мир» истоко-ориентированного лагеря «Родничок».

Ключевые слова: социокультурные истоки, книгопечатание, Иван Фёдоров, исследовательская работа, книга.

86

Завертайло Г.А.

Воспитание гражданственности и патриотизма в рамках кадетского движения в детском саду

УДК 378.01

Аннотация. В данной статье раскрывается содержание работы по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками в условиях кадетской группы. Автор обозначил цели, задачи, содержание, формы и методы данной работы, способствующие эффективному формированию новых представлений у детей в данном направлении.

Ключевые слова: кадеты, кадетское движение, кадетские традиции, правила и нормы, поведение, воспитание, гражданственность, патриотизм, честь, социум, нравственные ценности, благочестие, преданность, любовь к Отечеству.

89

Кузнецова В.А.

Наставничество в кадетских погонах

УДК 371.485

Аннотация. Рассматривается способ создания воспитательной наставнической системы в кадетских классах, обеспечивающий эффективную социализацию   младших кадет.

Ключевые слова: наставничество, самообразование, самовоспитание, воспитательная система, принципы.

94

 

 

Костюченко Н.Г.

Условия психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста

УДК 371.134

Аннотация. В статье дан анализ условий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Опыт сосредоточен на активных формах психологического содействия профессиональному самоопределению выпускников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная коммуникативная компетентность, психолого-педагогическое сопровождение, психологическое содействие, индивидуально-образовательный маршрут.

99

Булатова Л.М.

Роль музея в образовательном процессе школы

УДК 373.1(075) 

Аннотация. В статье раскрывается содержание работы школы и музея по социализации обучающихся, по формированию полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности.

Ключевые слова: социализация, патриотизм, гражданственность, культурно-исторические ценности, музей, фестиваль.

105

 

Семенюк О.В.

Знания ради мира и добра

УДК 372.3

Аннотация. Представлена форма взаимодействия дошкольной организации и органов системы профилактики с детьми старшего дошкольного возраста в области нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, добро, послушание, любовь, семья, человеческие качества.

110

Черепанова И.В.

Занятия по русскому языку с детьми-мигрантами

УДК 37.043.1 

Аннотация. В статье предлагается один из вариантов проведения учебных занятий, направленный на коррекцию выявленных в результате входной диагностики умений и навыков обучающихся-инофонов, на их адаптацию и социализацию в ученический коллектив. Представляется опыт учителя по работе в классах с полиэтническим составом обучающихся.

Ключевые слова: полиэтнический состав обучающихся, синтаксис и пунктуация, словосочетание и предложение, виды словосочетаний, гимн письменному столу.

113

Каравдина Г.Ф.

Модель открытого дополнительного образования «Радуга возможностей» как ресурс развития моногородов

УДК 373.1.14.27

Аннотация. Проект «Модель открытого дополнительного образования «Радуга возможностей» как ресурс развития моногородов» предполагает разработку, апробацию и внедрение форм и методов дополнительного образования и социализации обучающихся, выходящих за пределы классно-урочной системы

Ключевые слова: дополнительное образование, современные педагогические межпредметные технологии, кадровый потенциал, инструментарий оценки достижений школьников.

117

 

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Шевченок Н.О.

Механизм управления системой работы с одаренными детьми при реализации программы «Формула будущего»

УДК 376.5

Аннотация. Статья основана на личном опыте работы и разработана в помощь методистам и педагогам дополнительного образования для работы с одаренными детьми, для развития таланта, потенциала или одаренности в каждом обучающемся. Информационный текст содержит модели и схемы для более легкого усвоения представленного материала.

Ключевые слова: одаренные дети, принципы ФГОС ДО,   гуманистическое образование

124

 

 

Царева О.М.

Развитие диалектического мышления у одаренных детей старшего дошкольного возраста посредством реализации дополнительной образовательной услуги «Юный астроном»

УДК 376.5

Аннотация. В статье раскрывается содержание работы по развитию диалектического мышления у одаренных детей старшего дошкольного возраста посредством реализации дополнительной образовательной услуги «Юный астроном». Автор сформулировал этапы, формы и методы работы, способствующие эффективному усвоению знаний в данной области, а также помогающие развивать самостоятельность в достижении успешности.

Ключевые слова: Вселенная, звёздное небо, исследователи, планеты, солнечная семейка, созвездие, космос, космонавты.

130

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Порубова Н.М.

Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

УДК 371.2

Аннотация. В статье рассматривается содержание и организация образовательного процесса в детском саду по формированию этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, дети старшего дошкольного возраста, ФГОС, дополнительная образовательная деятельность, краеведение, ханты и манси, «Югорчата», электронная библиотека, рабочая тетрадь по краеведению, мини-музей, творческая гостиная.

137

Каравдина Г.Ф.

Литературное краеведение ХМАО – Югры как способ формирования духовно-нравственной культуры личности

УДК 811.161.1 

Аннотация. Статья содержит материалы, которые могут быть использованы на уроках литературы, истории ХМАО – Югры и мировой художественной культуры; факультативных и элективных курсах; на классных часах, посвященных краеведению.

Ключевые слова: история и литература ХМАО-Югры, А.М. Конькова, А.С. Тарханов, Ю.Н. Шесталов, национальная картина мира, фольклор ханты и манси, этническое начало.

144

Филиппова К.В.

Мансийские пословицы и поговорки

УДК 808.2 

Аннотация. В статье представлен дополнительный материал, который можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе при знакомстве с устным народным творчеством.

Ключевые слова: занятие, пословицы, поговорки, манси, книжка.

152

Калинина Е.В.

Формирование познавательной и творческой активности школьников на основе региональных и этнокультурных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в образовательной области «Искусство»

УДК 17.035.3

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития познавательной и творческой активности обучающихся с учетом региональных особенностей Югорского края. Автором выявлена и обоснована необходимость введения региональной составляющей в образовательную область «Искусство» как форму повышения эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.

Ключевые слова: изобразительное искусство, региональный компонент, познавательная активность, эффективность образовательного процесса

155

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Ямщикова А.С.

Духовно-патриотическое воспитание в кружке дополнительного образования «Эколог»

УДК 37.025

Аннотация. В статье раскрывается роль дополнительного образования в духовно-патриотическом воспитании. Дополнительного образования детей ориентировано на свободный выбор в освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Система дополнительного образования наряду с общеобразовательными школами и детскими садами предоставляет значительные возможности для развития духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-патриотическое воспитание, Родина, экскурсия, милосердие, личность.

160

 

 

Акимова Е.В.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в системе   дополнительного образования

УДК 37.025

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением и развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся через реализацию программ дополнительного образования.

Ключевые слова: практические задания, навыки успешного общения, методы исследовательской работы, междисциплинарный подход, алгоритм познания окружающего мира.

163

 

Брагина Л.Н.

Забелин В.В.

Развитие технических способностей обучающихся на занятиях по стендовому моделированию

УДК 37.025

Аннотация. В статье рассматривается работа педагогов дополнительного образования по развитию технических способностей обучающихся. Занятия техническим творчеством направляет деятельность ребёнка на развитие творческого мышления с опорой на логическое, связанное с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Ключевые слова: деятельность, техническое творчество, конструирование, моделирование, стендовое моделирование, модель, диорама, дополнительное образование

167

Кузнецова В.А.

Мастерская «Рукодельники» – лаборатория исследования духовного и культурного наследия страны

УДК 37.025

Аннотация. Рассматривается погружение учеников в мир традиций русской культуры через организацию работы мастерской «Рукодельники» истоко-ориентированного лагеря «Родничок».

Ключевые слова: духовное и культурное наследие, художественная роспись, декоративно-прикладное искусство, социокультурные истоки.

173

Рубцова О.Н.

Технологии деятельностного обучения в условиях дошкольной образовательной организации на примере интегрированной дополнительной общеразвивающей программы «Ориентиры Родины»

УДК 37.025

Аннотация. Реализация общеразвивающей программы «Ориентиры Родины» позволяет решать проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, направлена на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств дошкольников, формирует у детей потребность в здоровом образе жизни, способствует успешному взаимодействию с родителями в условиях интеграции.

Ключевые слова: модульное обучение, интегрированная дополнительная общеразвивающая программа, деятельностный подход, сетевой образовательный модуль.

176

Патраков А.Н.

«Примером сильны и сердцем отважны!» (спортивный праздник ко Дню народного единства)

УДК 37.025

Аннотация. В статье представлен материал, предназначенный для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей, родителей.

Ключевые слова: мероприятие, сценарий, день народного единства, патриотизм, спорт, песня,   стихи, викторина, гимн, жюри.

182

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Ярлыкова О.Г.

Семёнова В.В.

 

«Педагог года Югры –2018» как показатель уровня профессионального мастерства

УДК 371

Аннотация. В статье подводятся итоги регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года Югры – 2018», основные задачи которого – выявление талантливых педагогов, обобщение и распространение их передового опыта; обеспечение преемственности лучших педагогических традиций; повышение уровня профессионального мастерства педагогов Югры.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, конкурс, профессиональное мастерство, диссеминация опыта, педагог года, Югра.

185

Юркина С.В.

Телегина Е.Н.

Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма

УДК 82.0

Аннотация. Предлагается интегрированный урок в 4 классе: соединены 2 предмета – окружающий мир и английский язык. Урок, представленный в этой статье, можно считать одной из попыток приобщения четвероклассников в данном случае к коммуникативной культуре.

Ключевые слова: письмо, электронное письмо, интернет, правила электронного письма, Дед Мороз, Санта Клаус.

188

Путинина Н.Н.

Исследовательская деятельность как форма изучения литературных произведений, созданных на основе сюжетов из Библии

УДК 82.0                                                                                                     

Аннотация. Данная статья рассматривает специфику функционирования библейских мотивов в художественных произведениях. Умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности формируется учителем на уроках и во внеклассной деятельности по предмету различными формами работы.

Ключевые слова: исследование, специфика, интерпретация, анализ произведения, деятельность, внутритекстовые связи.

193

Курицына И.А.

Возможности дистанционного обучения в работе преподавателя СПО (из опыта работы)

УДК 378.018.43

Аннотация. Рассматриваются вопросы организации материала при создании дистанционного курса в системе дистанционного обучения Moodle. Опыт работы преподавателя системы профобразования.

Ключевые слова. Технологии дистанционного обучения, обучающая среда Moodle, способы представления информационного материала, способы проверки результатов усвоения, способы поддержания обратной связи, элементы Moodle.

196

Верхотурцева М.С.

Купрейкина И.В.

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника

УДК 373.2

Аннотация. Рассматривается вопрос использования проектной деятельности, как ведущего метода обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Приводятся материалы из личного опыта внедрения проектной деятельности при ознакомлении с творчеством М.М. Пришвина.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, познавательное развитие, творческая активность, личность, воспитательно-образовательная деятельность.

199

Киш Л.Н.

Сценарий классного часа для обучающихся 7-8 классов «Здоровый образ жизни»

УДК 379.8

Аннотация. Разработка классного часа, в котором рассматриваются составляющие понятия "здоровый образ жизни".

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ответственность человека.      

204

Боброва Т.В.

Конищева О.С.

Раенок Н.А.

Развитие механизмов и технологий инклюзивного образования в работе с детьми средней школы с ограниченными возможностями здоровья

УДК 376

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с обучающимися. Особое внимание уделено работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, профориентационные мероприятия, социальное партнерство.

208


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС

 

 

1.

 

Ярлыкова О.Г.

ПачинаА.Г.

Акбаш Е.У.

Семёнова В.В.

Итоги деятельности образовательных организаций, входящих в инновационную инфраструктуру системы образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016-2017 учебный год

УДК 37.014.3

Аннотация. В статье представлены промежуточные результаты  деятельности региональных инновационных площадок за 2016 -2017 учебный год по итогам мониторинга деятельности РИП.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, региональные инновационные площадки

 

 

 

11

 

 

 

 

 

2.

 

 

Минаева Е.И.

 

Из опыта работы региональных инновационных площадок по реализации инновационных проектов

УДК 378. 674

Аннотация. В статье представлен опыт работы региональных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, инновационный проект

 

 

28

 

 

3.

 

 

Серёгина О.В.

О деятельности региональных инновационных площадок в 2017 году

УДК 373

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта работы некоторых образовательных организаций в статусе региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ключевые слова: образовательная организация, региональная инновационная площадка, инновационные линии, научно-методическое сопровождение, конкурсный отбор.

 

 

33

 

 

4.

Ковальчук Ю.К.

Особенности духовно-нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

УДК 373

Аннотация. В статье рассматривается задача совершенствования системы дошкольного образования в решении проблемы духовно-нравственного воспитания и развития детей с максимальным учетом психологических особенностей детей и созданием условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка.

Ключевые слова:  духовно-нравственное развитие и воспитание, дошкольный период, принципы, методы, приемы, средства обучения, педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания.

 

 

35

 

 

 

 

 

5.

 

Долженко И.В.

Никитина С.И.

Оптимизация структуры и содержания деятельности школьной методической службы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования

УДК 373

Аннотация. В статье представлен опыт оптимизации системы методической службы региональной инновационной площадки СОШ № 24 г. Сургута.

Ключевые слова: методическая служба, школа, ФГОС ОО.

 

 

43

 

 

6.

Коротаева Н.В.

Апробация межпредметных интегративных погружений в школе

УДК 373.1

Аннотация. В статье представлен практический опыт работы учителей по реализации межпредметного интегративного погружения, методические рекомендации по организации данного события в образовательном учреждении.

Ключевые слова: погружение, интеграция, событие, образовательная организация.

 

 

50

 

 

 

7.

Шамсиева Г.Р.

Использование оборудования школьного технопарка на уроках физики и информатики

УДК 373.1

Аннотация. В данной статье рассматривается использование в обучении   оборудования школьного технопарка: робототехнический комплект программно-аппаратного комплекса торговой марки AFSТМ (конструкторы  Lego, LegoEducation WeDo, Lego Mindstorms NXT 2.0), программное обеспечение, аппаратная часть и методические материалы, сопровождающие его использование в образовательном процессе.

Ключевые слова: школьный технопарк, оборудования школьного технопарка, робототехника, робототехнический комплект программно- аппаратного комплекса торговой марки AFSТМ, конструкторы, датчики

 

 

 

54

 

 

 

8.

Окунева Е.В.

Гаттарова Т.У.

Кулешова М.В.

Инновационный проект «Школьное проектно-исследовательское бюро  «Мы Изменим Мир»

УДК 378.674

Аннотация. В основе проекта лежит развертывание социально- моделирующей игры «Школьное проектно-исследовательское бюро «Мы Изменим Мир». Игра позволит создать инновационную образовательную среду, где отработка содержания общего образования направлена на формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся и овладение педагогами методикой межпредметного обучения и воспитания, использования ее в образовательном процессе (в том числе и внеурочной деятельности).

Ключевые слова: социально-моделирующая игра, проектно-исследовательская деятельность, методическая сессия, профильные интеллектуальные смены, учебные лаборатории.

 

 

 

61

 

 

9.

Литвиненко С.Н.

Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности на примере работы литературного клуба «Зелёная лампа»

УДК 373

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос организации внеурочной деятельности в школе, о влиянии внеурочной деятельности на духовно-нравственное воспитание молодого поколения, обобщается опыт работы литературного клуба «Зелёная лампа.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание,  художественный текст.

 

 

 

68

 

 

10.

Слинкин С.В.

Клюсова В.В.

Развитие непрерывного экологического образования в Югре (региональный компонент)

УДК 372.8

Аннотация. В статье обсуждается развитие непрерывного экологического образования в системе общего образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). Обсуждаются экологические образовательные проекты в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на основе положений образования для устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое экологическое развитие, образование для устойчивого развития, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, непрерывное экологическое образование, региональный и школьный компонент экологического образования

 

 

72

 

 

11.

Кузнецова В.А.

Межпредметные связи биологии и социокультурных истоков как средство формирования диалектического мышления

УДК 373

Аннотация. Рассматривается многоуровневый процесс формирования диалектического мышления, где основным средством являются межпредметные связи, которые, в свою очередь, стимулируют развитие метаумений.

Ключевые слова: межпредметные связи, метапредметные компетентности, метаумения, главные качества мышления, диалектическое мышление, системно-деятельностный подход

 

 

 

 

77

 

 

12.

Балакова Н.В.

Педагогика удивления как инновационное направление и ее миссия в обучении иностранному языку в условиях общеобразовательной школы

УДК 373

Аннотация.  В статье осуществлен комплексный анализ возможностей педагогики сотрудничества в лингводидактическом аспекте в условиях общеобразовательной школы. Автор, прежде всего, раскрывает магистральные положения и особенности педагогики удивления, далее обозначает возможные пути её реализации на уроках английского языка, опираясь на  собственный опыт.

Ключевые слова: педагогика удивления, пути реализации педагогики сотрудничества в обучении иностранному языку.

 

 

 

 

82


 

13.

Рахимова Г.Н.

Реализация диалогического принципа обучения будущих учителей музыки в условиях индивидуальных форм проведения занятий

УДК 373

Аннотация. В статье рассматривается диалоговая форма обучения в музыкально-исполнительском классе как условие самосовершенствования и творческого развития личности студента.

Ключевые слова: диалогический принцип, личность, самосовершенствование, гуманизация образования, межличностный диалог

 

 

 

 

89

 

 

14.

Фадеева Е.А.

Алмазова С.В.

Формирование инженерного мышления в условиях практико – ориентированного обучения

УДК 373

Аннотация. В данной статье предлагаются механизмы построения на уровне образовательной организации модели формирования инженерного мышления у обучающихся, развития творческой составляющей инновационного мышления школьников (из опыта региональной инновационной площадки МБОУ СОШ с УИОП №6 города Урай).

Ключевые слова:  информационное общество, инженерное мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление, модель формирования инженерного мышления

 

 

 

 

92

 

 

 

15.

Дунаева Н.А.

Инновационная деятельность педагога как условие формирования его профессиональных компетенций

УДК 378.674 

Аннотация. Статья раскрывает основные подходы к организации внутрифирменного повышения квалификации педагогов через их  включение в инновационную деятельность в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, профессиональный стандарт педагога, индивидуальная диагностика, профессиональные компетенции, трудовое действие, эффективность управления, повышение качества образования

 

 

 

 

 

98

 

 

16.

Ковшова А.А.

Шкляева Н.А.

Управление профессиональным развитием педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения в процессе адаптации

УДК 373.2

Аннотация. В статье рассматривается система управления профессиональным развитием педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения в процессе адаптации новых сотрудников. Обобщается опыт работы по данному направлению.

Ключевые слова: профессиональное развитие, адаптация педагогических кадров, управление.

 

 

 

 

103

 

 

17.

Максимова О.В.

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов в направлении социализации дошкольников

УДК 371

Аннотация. В статье рассмотрены содержательные аспекты методического сопровождения педагогов при реализации инновационного проекта. Определены ключевые направления методической поддержки педагогического коллектива для совершенствования профессионального мастерства, личностного роста педагогов в соответствии с современными требованиями.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, методическое сопровождение, инновационная деятельность, социализация дошкольников

 

 

 

 

109

 

 

18.

Ионова Н.А.

Тьюторское сопровождение начинающего педагога в образовательном учреждении в условиях перехода на профессиональный стандарт

УДК 371

Аннотация. Статья посвящена вопросам  сопровождения начинающего педагога в образовательном учреждении. Рассматриваются теоретические и практические аспекты, опыт тьюторской модели сопровождения, описывается механизм тьюторского сопровождения. Главное достоинство статьи заключается в разработке модели тьюторского сопровождения.

Ключевые слова:  профессиональный стандарт педагога, тьюторское сопровождение, тьютор, тьюториант, программа индивидуального сопровождения

 

 

 

 

 

115

 

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

19.

Калганова Е.В.

Савельева Е.Н.

Адаптация образовательной среды школы к психофизическим возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья как условие реализации инклюзивного образования

УДК 376+379.8

Аннотация. Инклюзивное образование детей с особыми потребностями является одним из инновационных подходов к изменению образовательной системы [1]. В статье представлен опыт деятельности МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева г. Сургута по созданию условий обучения детей с особыми потребностями.

Ключевые слова: комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде

 

 

 

 

120

 

 

 

 

20.

Лимарева С.И.

Системно-синергетический подход в организации и реализации инклюзивного образования (из опыта работы МБОУ «Белоярская СОШ № 3»)

УДК 376+379.8

Аннотация. В статье представлен опыт моделирования системы  инклюзивного образования в общеобразовательной организации на основе методологии системно-синергетического подхода, описано применение синергетических концептов «параметры управления», «параметры порядка», «точки бифуркации» в упорядочивании деятельности школы при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в общеобразовательное пространство школы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, системно-синергетический подход, общеобразовательная организация.

 

 

 

 

 

126

 

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

 

 

21.

 

 

Наумова Т.Н.

Меньшикова О.В.

Югра - мое наследие

УДК 373.31

Аннотация. В статье представлен опыт работы школы, являющейся экспериментальной площадкой по апробации регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы – «Югра – моё наследие».

Ключевые слова: ФГОС, экология, этнокультура, образовательный процесс, культурологическое направление, начальная школа

 

 

133

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ) ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

22.

Шенцова Е.Ф.

Научно-методические условия повышения качества образования

УДК 371

Аннотация. В статье автор особое значение отводит научно обоснованным разработкам и методикам, направленным на повышение качества образования как в отдельно взятой  образовательной организации, так  в регионе и стране в целом.

Ключевые слова: прогнозирование, развитие общества, качество образования, индивидуальный маршрут обучающихся

 

 

 

139

 

 

 

 


 

Сетевой научно-методический журнал

 

икона 12 лет

 

 

 Сетевой научно-методический журнал «Образование Югории», изданный АУ «Институт развития образования», зарегистрированный в РИНЦ (eLIBRARY.RU)

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОРИИ

Редакционная коллегия:

  • В. В. Клюсова, директор автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования», кандидат педагогических наук;
  • А. Н. Семёнов, ведущий научный сотрудник БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», доктор педагогических наук, профессор;
  • С. В. Алмазова, заместитель директора автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования», кандидат физико-математических наук;
  • Г. Н. Котельникова, заместитель директора автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования», кандидат педагогических наук;
  • О. Г. Ярлыкова, начальник методического отдела ЦНППМ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования».
Адрес редакции: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, дом 12, строение "А", 8 (3467) 38-83-36 (доб. Номер 211).

Сайт:  https://iro86.ru/

E-mail:   This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации


pic1 pic2 0003 Образование спец22
Сетевой научно- методический журнал:  Выпуск № 39.01.2016 

 

Сетевой научно-методический журнал: Выпуск № 2/40/2016  

 

 

 0002 обложки югории образование 2 44 0001

 

Сетевой научно-методический журнал: Выпуск № 43.01.2017

 

Сетевой научно-методический журнал: Выпуск № 2/44/2017

 

Сетевой научно-методический журнал: Выпуск № 46.04.2017

Образование 2018-1 1

 

Образование 2018-2 

 

1Образование 2018 3 1

 

Образование 2018-4-выпускной

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 1/47/2018 Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 2/48/2018 Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 3/49/2018   Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 4/50/2018
Образование 2019 2Образование 2019-2 1 12 Обожка Образование Югории-1
Образование 2019 
Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 1/51/2019 Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 2/52/2019 

 

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал Выпуск № 3/53/2019

 

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал Выпуск № 4/54/2019 
Образование 2020-1 ОOе 2020-2

Oбразование 2020-3

Oбразование 2020-4

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 1/55/2020

Образование Югории: Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 4/58/2020 

1Образование 2021--1

 

 

 
 
Oбразование 2021-2 

Образование Югории 2021 11 3
ОЮ 4 2021 12

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 1/59/2021

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 3/61/2021 Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 4/62/2021

Oбразование_2022-1.jpg

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 1/63/2022

6OЮ 2 2022 12

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 2/64/2022

Oбразование 202265

Oбразование 202266

Oбразование 2023

 Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 1/67/2023

 

Образование Югории: Сетевой научно-методический журнал. Выпуск № 2/68/2023

 

 

Scroll to top